Елена

На пути к музыкальной терапии
Вот уже шестнадцать лет раз в неделю я прихожу в НИИ детской онкологии и гематологии РОНЦ им. Н. Н. Блохина с гитарой и чемоданом инструментов.
Так случилось, что в 2004 году Ирина Гордеева, руководитель организации «Творческое партнерство», пригласила меня принять участие в проекте «Терапия творчеством в детской онкологии» в качестве музыканта.

Что должны представлять собой музыкальные занятия в больнице было не очень ясно ни ей, ни мне. Но одно было ясно – они должны приносить радость детям и их близким.
В детстве я ощутила на собственном опыте, как музыка может повлиять на состояние человека. Мне было лет одиннадцать, я пришла домой рыдая. Села за фортепиано надо было готовиться к уроку. После первых двух тактов слезы высохли, дыхание стало ровным , я совершенно успокоилась. Так у меня появился рецепт от плохого настроения – надо начать играть на каком-нибудь инструменте.
Поэтому основной формой наших музыкальных занятий с детьми стало совместное музицирование. Мы обзавелись небольшим комплектом инструментов: гитара, блокфлейта, калимба, набор перкуссии. Коллекция постоянно пополняется и сейчас у нас довольно большой “арсенал” музыкальных инструментов с разным характером звука, разного размера, формы, цвета.

Но пожалуй, один из самых любимых всеми — и малышами, и подростками — укулеле. Один мальчишка, подросток лет тринадцати, так полюбил этот инструмент, что мама решила ему купить укулеле. Но не будучи сама музыкантом, попросила меня выбрать инструмент. И вот я приезжаю с новым укулеле, приношу Роме в палату, настраиваю, немного рассказываю и иду заниматься с малышами. Возвращаюсь — Рома уже в холле с укулеле и планшетом — уже выучил несколько аккордов и показывает мне. Мы сразу же включили эти аккорды в общую музыку, лихо поиграли и попели. А потом мама сказала, что Ромка весь день лежал и не вставал — плохо себя чувствовал, а как только взял в руки инструмент — тут же поднялся.

Взрослые, которые лежат в больнице вместе с детьми, испытывают не меньший, а может быть и больший стресс. И им тоже нужна эмоциональная поддержка. Они часто участвуют в занятиях вместе с детьми, поют и подыгрывают, или радуются, глядя как их дети смеются, фотографируют, чтобы показать родным. А иногда просят: “А спойте что-нибудь для нас . Однажды в палату где мы пели пришли бабушка с внучкой. Просили спеть свои любимые песни, слушали, подпевали. А под конец бабушка сказала: “Знаете, я сейчас первый раз за всё это время улыбалась”.

Меня как-то спросили: «Сколько песен нужно иметь в репертуаре, чтобы начать такие занятия? Штук десять хватит?» Ну что тут ответишь? Наверно этот человек представляет, что я повторяю один и тот же маленький «концерт» в каждой палате и рекреации. Но это совсем не так. Думаю, что для начала нужно не меньше пары сотен песен и мелодий. Приходя в больницу, никогда не знаешь, что из твоего песенного и музыкального запаса понадобится именно сегодня. Бывает соберется группа поющих родителей — любителей бардовской песни. А иной раз, никто этих песен и не знает, и совсем другой репертуар нужен: «Любэ» или «Кино», а чаще всего песни из советских мультиков и фильмов.